Старый герб Беларуси

Образование.

ОбразованиеВторая половина XVIII в. характеризуется постепенным освобождением общественного мнения и образования от влияния церкви. Свидетельством новых тенденций стала реформа пиарских школ. В 1741 г. руководителем провинции ордена пиаров в Речи Посполитой был назначен Станислав Канарский (1700—1773). Он внес изменения в процесс обучения детей и молодежи. В частности, большое значение стало придаваться изучению польского языка и естествознания. С. Конарский обосновывал необходимость эстетического и физического воспитания детей.

В 1773 г. приказом римского папы была запрещена деятельность иезуитов. Имущество ордена перешло к Эдукационной комиссии, которая считается первым в Европе светским заведением в сфере просвещения. Школьное образование приобрело нецерковный характер. Кроме основных предметов дети стали изучать огородничество, земледелие, охрану здоровья, архитектуру, искусство. Им преподавалась даже моральность — наука о плохих и хороших поступках человека. В первом классе изучались обязанности детей, во втором — отношение слуг к панам, в третьем — личные поступки человека. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Ученики играли в мяч, бросали камни в воду, измеряли поля и огороды, бегали.

Эдукационная комиссия в 1783 г. утвердила единый для всех школ страны устав обучения. Он предусматривал создание системы образования из трех типов школ: начальных (приходских), средних (окружных и подокружных), высших (Главной школы ВКЛ). На территории Беларуси Эдукационная комиссия открыла 20 средних и около 200 начальных школ. В них обучалось 2500 учеников, при этом почти треть их составляли дети крестьян. Таким образом обеспечивалась всесословностъ обучения, когда в школах учились дети как привилегированных, так и непривилегированных сословий.

Новым явлением в развитии образования стала организация профессиональных учебных заведений. Благодаря усилиям А. Тизенгауза в Гродно и Поставах были открыты медицинская, акушерская, ветеринарная, финансовая, чертежная и рисовальная школы. Наибольшую известность получила медицинская школа в Гродно. Ею руководил француз Жан Эммануэль Жилибер (1741—1814). В школе действовали госпиталь, анатомический кабинет, зоологический сад, музей, библиотека. Были подготовлены три выпуска врачей.

Таким образом, Эдукационная комиссия решила две важные задачи. В обучении детей стали преобладать естественные и общественные науки. Произошел переход к методам развивающего обучения. Ученики уже не заучивали наизусть материал уроков, а учились рассуждать.