Старый герб Беларуси

Арианство.

В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, или движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Наиболее широко арианство распространилось в Новогрудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Лоске, Клецке, Ивье, Любче, Несвиже и других городах. Всего насчитывалось около 20 общин.

Антитринитаризм подразделялся на два течения: шляхетское и крестьянское. Представители первого течения во главе с Сымоном Будным развернули широкую религиозно-просветительскую деятельность.

Историческая личность

СЫМОН БУДНЫЙ (около 1530-1593) - деятель культуры, гуманист, философ, просветитель. Окончил Краковский и, возможно, Базельский университеты. Проповедовал кальвинизм в Вильне и Клецке. В Несвиже издал первую в пределах современной Беларуси печатную книгу на старобелорусском языке — «Катехизис» (1562). Затем перешел на позиции арианства.

Крестьянское течение представляли такие идеологи, как Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Они не только критиковали католическую церковь, но и выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений. «Можно ли назвать христианским то общество, где люди владеют невольниками», — писал Якуб из Калиновки. Понятно, что подобная позиция обусловила их конфликт со шляхтой.